Игры-эксперименты

«Фокусы с водой». В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина. Вода останется прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды, и вода окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Если же влить в воду уксус или лимонную кислоту, раствор снова обесцветится. 


«Вулкан». Из пластилина слепите «вулкан» (конус со сквозным отверстием), поставьте его на блюдце с содой, а в отверстие сверху тонкой струйкой лейте уксус. В какой-то момент из «вулкана» начнет выплескиваться пена. Будьте осторожны при проведении этого опыта, следите, чтобы пена не попала ребенку в глаза.


«Выращиваем кристаллы». Этот опыт займет несколько дней. Необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через некоторое время на проволочке появятся соляные кристаллы. 


«Готовим лимонад». В жаркий летний день предложите ребенку приготовить лимонад. Возьмите большой кувшин и смешайте в нем 8 стаканов воды, 12 ст. ложек лимонного сока, 1,5 стакана сахара. Налейте лимонад в стакан, положите лед и попробуйте. Если получилось слишком сладко, добавьте еще лимонного сока, если слишком кисло – сахара. 


«Фруктовый лед». Заполните небольшие бумажные стаканчики на три четверти соком и поставьте в морозилку. Через 45 минут вставьте в каждый стаканчик палочку от мороженого. Примерно через 3 часа достаньте ваше лакомство и просто снимите стаканчики – фруктовый лед готов! 


«Острота слуха». Расскажите ребенку, что заостренные ушки лисы различают самые тихие шорохи. Сверните два куска картона конусами и приложите к ушам малыша, а кто-то из членов семьи пусть встанет сзади и шепотом скажет несколько фраз. Ребенок с удивлением почувствует разницу между тем, как он слышит обычно и как воспринимается звук через картонные рупоры.


 «Сравниваем». В два стакана налейте холодную и горячую воду, а рядом поставьте сахарницу и положите ложку. Предложите ребенку насыпать сахар в один и во второй стакан и ответить, где и почему сахар растворяется быстрее.


«Наши носики». Измельчите по отдельности блендером яблоко, вареную картофелину, вареную морковку и разложите по трем мисочкам. Завяжите ребенку глаза и предложите зажать нос пальцами. Затем дайте ему по очереди попробовать три вида пюре и предложите отгадать, что это. Он с трудом определит (или вообще не определит), какое именно пюре сейчас пробует. Объясните малышу, что нос (обоняние) помогает распознавать вкус. Когда нос «не дышит», вся еда кажется нам безвкусной и однообразной. Мы, конечно, отличим сладкое от соленого и кислое от горького, но едва ли в полной мере ощутим вкус приготовленного блюда. Именно поэтому еда не доставляет нам удовольствия, когда нос сильно заложен.

 

«Фантазии». Изготовьте картонную трубку длиной около 30 см. Предложите ребенку поднести трубку к правому глазу. Затем пусть он поднимет левую руку и держит ее перед левым глазом ладонью к себе, а правым глазом смотрит в трубку, не закрывая при этом левый глаз. Малышу покажется, что в ладони дырка. Объясните ему, что его глаза воспринимают два разных изображения: ладонь и то, что он видит через трубку. Но мозг старается совместить эти изображения, и получается «обманная» картинка. 


«Художники». Предложите ребенку поэкспериментировать с красками: смешивать их, получая разные цвета, красить снег, лед, ткань или другие предметы. 


«Видим звук». Возьмите миску, накройте ее куском прозрачной пленки, закрепите резинкой и натяните, как барабан. На эту поверхность насыпьте крупную соль. Поднесите к миске кастрюлю (они не должны касаться друг друга) и несколько раз ударьте по кастрюле деревянной ложкой – крупинки соли начнут подпрыгивать. Объясните ребенку, что удар ложкой по кастрюле вызывает колебания, которые порождают в воздухе звуковые волны. Эти волны ударяются о миску, она начинает колебаться и заставляет соль подпрыгивать. 


«Превращение квадрата в круг». На прямоугольную картонку положите линейку так, чтобы одним концом она касалась угла картонки, а другим – середины противоположной стороны. Поставьте фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга, затем проткните острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий) и прижмите ее к столу. Раскрутите картонку. Ребенок увидит, как на вращающейся картонке появляется круг. Объясните, что это зрительный эффект: каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. 


«Цветы лотоса». Предложите малышу вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Опустите разноцветные «лотосы» в воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах «лепестки» цветов начнут «распускаться» – это происходит потому, что бумага намокает и становится тяжелее. 


 «Веселые зернышки». Предложите ребенку заставить двигаться зернышки риса, не дотрагиваясь до них. Для этого понадобится вылить в стакан содержимое жестяной банки или бутылочки кока-колы, а затем туда же высыпать рис. Через некоторое время зернышки риса начнут плавать в стакане вверх-вниз, а потом опустятся на дно. Причина этого в том, что в банке с кока-колой содержится углекислый газ. Он растворен в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и вылив напиток в стакан, вы освобождаете этот газ, и его пузырьки начинают подниматься на поверхность. Когда вы высыпаете в стакан зернышки риса, пузырьки газа «прилипают» к ним – и рис поднимается к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и зернышки идут ко дну, где пузырьки газа опять «прилипают» к зернышкам, и все повторяется сначала. 


«Пишем секретное письмо». Предложите ребенку на листе белой бумаги сделать надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом, а затем нагрейте бумагу (лучше не над открытым огнем). Вы увидите, как импровизированные «чернила» вскипят, буквы потемнеют, и «секретное письмо» можно будет прочитать. 


«Фокус с воздушным шариком». Надуйте шарик необычным способом – с помощью бутылки. Для этого налейте в бутылку воду и растворите в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной емкости смешайте сок лимона и 3 столовые ложки уксуса; вылейте эту смесь в бутылку через воронку. Быстро наденьте шарик на горлышко бутылки, плотно закрепите его скотчем, и шарик начнет надуваться. Объясните ребенку, что сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. 


«Учим яйцо плавать». Положите сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – оно опустится на дно. Выньте яйцо из стакана и растворите в воде несколько ложек соли, а потом снова опустите яйцо – и оно останется плавать на поверхности. Объясните ребенку, что соль повышает плотность воды, и что чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Так, в Мертвом море вода настолько соленая, что человек может просто лежать на ее поверхности, не прилагая никаких усилий. 


«Опыты с желатином». Приготовьте раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте до 50 градусов на водяной бане и убедитесь, что желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте ему высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика можно вырезать, например, силуэт рыбки. Положите рыбку на бумажное полотенце или салфетку и подышите на нее. Дыхание увлажнит желе с одной стороны, оно увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться.


Еще на таком желе можно «нарисовать» ледяной узор. Приготовьте раствор, как описано выше, но желатина возьмите в 2-3 раза меньше. Теплый раствор вылейте на кусок стекла и сразу поставьте в морозилку. Примерно через три дня достаньте застывший раствор, дайте ему слегка оттаять, – и вы  увидите на нем красивый узор из кристалликов льда.


*Статья подготовлена при поддержке Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства образования Республики Беларусь