Веселая наука игры

Веселая наука игры


Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками, природными материалами и т. п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: катает по полу машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры становится сложнее, а круг действий ребенка расширяется: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты, в том числе тематические: игры «в доктора» (так как ребенок недавно ходил к врачу), «в парикмахерскую», в «театр» (поскольку он побывал на детском спектакле).


Некоторые несложные методы и приемы помогут вам научить своего малыша различным игровым действиями в ролевых играх:


• Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте ее, «покормите».


• Показывайте ребенку, что игровое действие можно переносить на разные объекты (возить в коляске не только куклу, но и медвежонка или зайчонка).


• Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты покорми куклу», «Я умою куклу, а ты ее вытри полотенцем».


• Играйте всерьез, перевоплощайтесь в разных персонажей – одним словом, старайтесь сами получить удовольствие от игры.


• Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».


• Показывайте последовательность действий, помогая ребенку сформировать замысел игры: «Кукла проголодалась. Сначала нам надо сварить ей кашу, а потом мы ее покормим».


• Предлагайте ребенку играть с предметами-«заместителями»: «вот ложечка (палочка)», «посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «к нам пришел котенок (кусок меха)».


• Расширяйте игровые умения ребенка. Допустим, если он строит из кубиков только башенки, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т. п.


• Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».


• Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже сыта. Теперь она хочет покататься на машинке».


• Конкретизируйте содержание игры: «А что Катя будет пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».


• Усложняйте содержание игры: «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!».


• Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно находил решения подобных игровых задач. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Ой, Катя упала и плачет. Давай ее поднимем, утешим и вместе с ней споем песенку!».


• Побуждайте малыша использовать в играх речь, спрашивая: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп?», «Спой кукле колыбельную: «баю-баюшки-баю»» и т. д.


Дидактические игры – это игры развивающие и обучающие (сортер, вкладыши, мозаика, кубики, конструкторы и т. д.). В подобных играх ребенок учится обращаться с предметами, накапливает сенсорный опыт (осваивает понятия цвета, формы, величины, количества, соотношения частей и т. д.); у него развиваются такие мыслительные функции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствуется мелкая моторика.


Игры с правилами – их название говорит само за себя – могут быть как настольными (лото, домино, шашки, шахматы), так и подвижными («День – ночь», «Казаки-разбойники», «Цапля и лягушки»).


Общие советы, касающиеся этих двух типов игр, в основном сводятся к следующему:


• Начинайте с самых простых игр, постепенно усложняя правила и игровые задания.


• Не разучивайте сразу очень много игр.


• Спокойно и терпеливо объясняйте ребенку правила игры: что надо делать, а чего делать нельзя.


• Покажите, как играть, а ребенок пусть параллельно или последовательно повторяет за вами.


• Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок прийти к результату.


• Активно обсуждайте ход игры, а после игры подведите ее итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь успеху ребенка (чтобы впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно огорчался из-за своего проигрыша).


• Чтобы ребенок лучше усвоил игру, желательно сыграть в нее 3-4 раза, но, разумеется, если он сам этого хочет.


• Когда ребенок отказывается выполнять игровые задания, постарайтесь понять, в чем причина. Если ему неинтересно – попробуйте заинтересовать, если он «не в настроении» – отложите игру и вместе займитесь чем-то другим, если же ребенку стало скучно – усложните игру, не задерживаясь на том, что малыш уже усвоил.


Подсказка для родителей


Ребенок должен уметь не только выигрывать, но и проигрывать. Если при проигрыше он начинает злиться, негодовать, плакать – отвлеките его, а потом предложите продолжить игру. Тогда у малыша сохранится дух соперничества и возникнет желание добиться большего. Ни в коем случае не жалейте и не утешайте ребенка! Он должен понять, что проигравший – не жертва.


Помимо этого, учите ребенка «этике игры»:


• объясняйте ему, что надо соблюдать правила, а не стараться победить нечестным путем;


• внушайте, что нетактично радоваться проигрышу других;


• приучайте малыша не обижаться и не падать духом, когда он проигрывает, и не злиться на победителя.


Веселая наука игры


Примеры игр


Игры «на ходу»


• Во время прогулки попросите ребенка сосчитать машины, стоящие у тротуара, или сложить цифры на номерах какой-то из них.


• Разглядывая вместе с ребенком облака, спросите у него, на кого или на что, по его мнению, похоже то или иное облако.


• Представьте, что бордюры тротуара – это натянутый высоко над цирковой ареной канат, и поиграйте в канатоходцев.


• Захватив из дому веревку, разложите ее изгибами на асфальте и попросите ребенка аккуратно, не оступаясь, пройти по ней.


• Нарисуйте мелом на асфальте несколько стрелок, указывающих направление вашего движения. Отойдите на десяток метров и снова нарисуйте несколько стрелок. Пусть ваш ребенок почувствует себя маленьким следопытом, который выслеживает свою добычу.


• Идя по выложенной из плиток дорожке, играйте в «наступай – не наступай» или перепрыгивайте с плитки на плитку, как с кочки на кочку.


Веселая наука игры


Игры в транспорте


• Отправляясь в дорогу, захватите с собой книжку-раскраску или старый журнал: его можно разрисовать либо, вырвав страничку, сделать бабочку, кораблик или пилотку.


• Попросите малыша по вашему описанию найти в журнале какой-либо предмет. Например: «Найди что-то красное и съедобное; маленькое и надувное; плавающее, но не живое» и т. д.


• Поиграйте в детективов: попросите ребенка предположить, куда направляется тот или иной пассажир (мальчик со спортивной сумкой, мужчина с портфелем, бабушка с девочкой и т. п.). Пофантазируйте вместе, какое у них может быть настроение, придумайте им имена или истории их жизни. Подобные упражнения в будущем помогут ребенку лучше разбираться в людях, научат делать логические умозаключения.


• Попросите ребенка громко объявлять сигналы светофора. Можно разучить с ним простой стишок: «Красный цвет – проезда нет, желтый – будь готов к пути, а зеленый цвет – кати!». Пусть малыш сосчитает, сколько раз во время вашей поездки зажигался красный свет, а сколько – зеленый.


• Предложите ребенку вслух называть буквы и цифры на номерных знаках проезжающих машин, сравнивать цвета и символы.


Веселая наука игры


Игры в слова


• Попросите ребенка назвать как можно больше слов на заданный слог, например, «ку» – кукушка, курица, кулак, кушетка, кувалда… Усложните задачу, добавив дополнительное условие – слова должны состоять из определенного количества слогов, допустим, двух: кулик, кусок, куртка.


• Задавайте ребенку вопросы, ответы на которые и вы, и он хорошо знаете, но просите его говорить вместо «да» – «нет», вместо «черное» – «белое». Это – отличное упражнение на внимательность!


• Сыграйте в «Больше всего на свете я люблю…». Предложите ребенку по очереди называть любимые лакомства, места или занятия. К примеру, вы говорите – «запеченная рыба», он – «мороженое», вы – «греческий салат», ребенок – «черешня» и т. д.


• Учите малыша наблюдать за погодой и явлениями природы. Вместе выглядывайте в окно, слушайте прогноз погоды по радио или смотрите по телевизору. Сегодня будет пасмурно или солнечно? Холодно или тепло? Возможен ли дождь? Представьте, что вы ведете передачу о погоде, и подскажите ребенку, как одеться на прогулку. Затем поменяйтесь ролями.


• Загадав какое-нибудь животное, назовите ребенку его признаки (размер, цвет шерсти, длину хвоста) и попросите сказать, кто это. Например: серый, злой, зубастый, голодный (волк). Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц). Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик). Длинная, безногая, ядовитая (змея). Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса). Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).


• Назовите предмет либо какое-нибудь место, а ребенок пусть угадает, что или кто там может находиться. Например, дом – стол, шкаф – свитер, холодильник – кефир, полка – книжка, бутылочка – лекарство, кастрюля – суп, дупло – белка, улей – пчелы, нора – лиса, автобус – пассажиры, корабль – матросы, больница – врачи, магазин – покупатели.


• Придумывайте вместе с ребенком смешные имена для разных предметов и живых существ.


• Когда малыш смотрит мультик или фильм, выключите звук и предложите ему самому «озвучить» картинку на экране, догадаться, о чем говорят герои. После этого включите звук и проверьте, верна ли его догадка.


Веселая наука игры


Игры на кухне 


• Предложите ребенку кусочек слоеного теста – из него можно просто лепить, как из пластилина, а можно приготовить печенье: специальными формочками вырезать из раскатанного теста всевозможные фигурки, посыпать их сахаром и испечь в духовке.


• Вооружившись теми же формочками, ребенок может приготовить необычные бутерброды из тонких кусочков хлеба, сыра, ветчины, листиков зеленого салата и разноцветных овощей.


• Обычные кухонные губки для мытья посуды можно использовать как легкий и экономичный конструктор. Поролоновые башни, дома и дорожки надолго поселятся в вашей кухне.


• В кухонном шкафу всегда есть запас макарон разных форм, размеров и даже цветов. Из них ребенок может выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Дайте ему веревочку и макароны с крупными отверстиями, и покажите, как можно делать «бусы» и «ожерелья».


• Поиграйте в «Закрой глаза – открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами на вкус определит, что вы положили ему в рот (это может быть кусочек банана, яблока, огурца, лимона, апельсина и т. д.).


• Дайте ребенку в глубоких чашках несколько видов круп разных цветов (манную, кукурузную, гречневую). Покажите, как, набирая крупу в кулак и постепенно расслабляя его, можно рисовать на столе узоры.


• Разрешите ребенку поиграть щипцами для сахара. Пусть он попробует переложить ими мелкие предметы из одной тарелки в другую.


• Объясните ребенку, как пользоваться мерным стаканом, а потом попросите помочь вам отмерить, к примеру, стакан молока или полстакана муки.


• Выложите вместе с ребенком на тарелке веселую «фруктовую» рожицу: рот – из клубнички, глаза – из виноградины, разрезанной пополам, а нос из дольки апельсина или мандарина.


• Попросите малыша сосчитать, сколько косточек в ломтике арбуза или сколько глотков сока осталось в чашке.


• Разложите на столе любимые фрукты, ягоды, орешки, печенье, конфеты ребенка. Завяжите ему глаза и устройте «дегустацию вслепую»: пусть он как можно подробнее опишет вкус каждого продукта (соленый, сладкий, горький, кислый, острый).


Веселая наука игры


Игры в комнате 


• Дайте ребенку предметы разного размера, например, скрепку, кубик и кепку. Предложите расположить их от большего к меньшему или наоборот. Спросите, какой предмет самый большой, а какой – самый маленький.


• Подготовьте несколько пластмассовых баночек разной формы и размера с крышечками. Снимите крышечки и попросите ребенка подобрать крышечку к каждой баночке.


• Возьмите самые обычные предметы, например, вилку, ключ, маникюрные щипчики, часы. Положите их на лист бумаги и обведите карандашом. Теперь пусть малыш найдет на листе контур каждого предмета.


• Попросите ребенка найти в комнате предмет того цвета, который вы назовете.


• Дайте малышу несколько неоконченных рисунков (дом без окон, собака без хвоста, рожица без одного глаза). Пусть он скажет, чего не хватает, и дорисует картинки.


• Выучите с ребенком цвета радуги и объявите следующий день, например, зеленым. В этот день нужно одеваться во все зеленое, рисовать зеленой краской и есть продукты зеленого цвета (зеленый лук, укроп, огурец, суп из брокколи, киви).


• Время от времени переговаривайтесь с малышом шепотом, как будто рядом спит младенец, и вы боитесь его разбудить. Так общаться труднее, чем обычно, но интереснее.


• Составляйте вместе с ребенком узоры из крышечек, пуговиц, цветных скрепок, монеток. Пусть малыш определит последовательность элементов, а затем сам продолжит узор.


• Когда ребенок смотрит свою любимую детскую программу, сосчитайте вместе, сколько в ней игрушек и сколько людей-актеров.


• Чтобы стимулировать воображение ребенка, возьмите открытки с изображениями разных городов и стран, расскажите о них и покажите на карте или глобусе, где они находятся. Предложите ребенку выбрать открытку и придумать сказку или историю, которая произошла в дальних краях.


• Повесьте магнитную доску или лист картона в детской комнате либо на кухне и прикрепите к ней недавно сделанные фотографии. Обновляйте коллекцию каждые несколько недель. Пусть ребенок помогает вам выбирать самые удачные снимки и придумывать к ним подписи.


Веселая наука игры


Игры на природе 


• Понаблюдайте вместе с ребенком, как садится солнце, а потом попросите его описать увиденное словами или нарисовать.


• Отправляясь с ребенком на прогулку, захватите небольшой пакетик, в который можно положить веточки, желуди, листики, камешки… Дома попросите малыша разложить найденные «сокровища» на столе, внимательно рассмотреть и описать словами каждый предмет, а затем сложить все в коробочку.


• Возьмите лист бумаги темно-синего, фиолетового или темно-зеленого цвета и разложите на нем различные предметы, например, карандаши, монетки, камешки, палочки. Оставьте лист на ярком солнце, а в конце дня уберите предметы и полюбуйтесь «солнечными картинками» (там, где лежали предметы, останутся темные пятна, а сам лист выгорит). Готовые работы можно красиво оформить.


• Предложите малышу нарисовать на асфальте цветными мелками город своей мечты – с домами, улицами, детскими парками, магазинами, – а потом вместе «погуляйте» по этому городу.


• Чтобы наглядно показать ребенку, насколько вы больше и выше него, сначала обведите на асфальте мелом его тень, а потом встаньте рядом и попросите обвести вашу.


• Предложите ребенку через увеличительное стекло понаблюдать за насекомыми, которые живут в траве. Помогите ему поймать жука и посадить в баночку или в коробочку. Попросите описать насекомое или нарисовать его, а потом отпустите жука на волю.


• Сделайте мыльные пузыри: смешайте 2 литра воды, полстакана жидкости для мытья посуды и несколько капель глицерина. Если у вас нет специальной палочки для мыльных пузырей, возьмите соломинку, опустите ее в раствор и подуйте в отверстие. Можно пускать мыльные пузыри с помощью 5 соломинок, скрепленных между собой скотчем, а также воронок и ситечек различного размера.


*Статья подготовлена при поддержке Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства образования Республики Беларусь