Играть с детьми: почему это так важно

Играть с детьми: почему это так важно


«Игра – арифметика социальных отношений».
Л.С. Выготский, известный советский психолог, автор работ по педагогике
и когнитивному развитию ребенка


Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. «Что ты делаешь?» –  «Играю». Это типичный ответ малыша, обозначающий самые разные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, возню со сверстниками, приготовление обеда для игрушек и т. д.


Игра – та деятельность, благодаря которой ребенок может осуществить свои желания и интересы без оглядки на «ты должен»  и «тебе нужно», на требования и запреты взрослых. В игре его привлекает сам процесс действия. Но это действие – особое, «ненастоящее». Уже примерно  к 3-м годам дети начинают осознавать различие игры и реальности, а к 4-5-ти способны его сформулировать: «Это же понарошку…», «Давай, как будто я ехал…» и т. п.


Все эти «понарошку», «как будто» и делают игру отличным средством самовыражения. В ней ребенок может делать все, что хочет, и все у него получается. Игра дает ему возможность создать собственный мир, где он такой, каким себя представляет, – прекрасный принц, величественная королева, отважный путешественник, фея…


Во время игры ребенок находится везде, где пожелает, – на другой планете, в сказочной стране или в обычной школе. Он становится участником любых событий – лечит больных, побеждает дракона, тушит пожар. Да, пока он не умеет водить настоящий автомобиль, зато может сколько угодно «ездить» на машине, построенной из стульев, крутя купленный мамой в магазине игрушек руль. Он не инженер-строитель, но способен возводить целые города. Если он еще не ходит в школу, как старший брат или соседская девочка, – не беда. Ведь он может учить своих плюшевых зайцев и медведей, объяснять им задачи и ставить оценки. А может и сам стать учеником, приспособив старую мамину сумку вместо ранца и ее же ежедневник вместо тетради.


Игра позволяет ребенку снова и снова переживать запомнившиеся мгновения. Например, он побывал с родителями на море, и теперь может неоднократно «проигрывать» эту чудесную поездку. Кроме того, игра помогает ему не только получить удовольствие от повторения приятных событий, но и избавиться от негативных переживаний и чувства разочарования, когда что-то не удалось в действительности. Например, маленькой девочке очень хотелось быть Снегурочкой на новогоднем утреннике в детском саду, но ей досталась роль Снежинки. И вот она привлекает бабушку с дедушкой в качестве зрителей, а сама повторяет сценарий прошедшего праздника, только теперь уже играет Снегурочку…


Все это говорит о том, что игра обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, позволяет ему реализовать самые разные свои стремления и желания. И, прежде всего, желание быть «всемогущим» – как взрослый. Ведь мама, папа и другие взрослые люди, как представляется до определенного возраста малышу, умеют управлять вещами, событиями, да и окружающим миром в целом.


Сказка – ложь, да в ней намек…


Конечно, если бы значение игры сводилось только к получению ребенком удовольствия, то можно было бы заменить ее более «серьезными» и полезными занятиями. Однако гораздо важнее другие функции игры – она лежит в основе психического, интеллектуального и личностного развития малыша.


Благодаря игре формируется воображение и образное мышление ребенка, поскольку он стремится воссоздать действительность, еще выходящую за пределы его понимания, знаний и опыта.


Примеряя на себя в процессе игры различные роли и воссоздавая поступки других людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, и, значит, у него зарождаются «социальные» эмоции, закладывается фундамент нравственности.

Игра благотворно влияет на развитие у ребенка способности к взаимодействию, сотрудничеству. Воспроизводя в игре жизнь взрослых, он осваивает способы и правила их отношений. А в играх с ровесниками приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои поступки и намерения, управлять собой, сдерживать свои желания и согласовывать их с другими детьми.

Излишне объяснять, до какой степени все эти качества будут полезны ребенку в будущем.


Играть с детьми: почему это так важно


Научи меня играть


Многочисленные психологические исследования доказывают: тем, кто «не доиграл» в детстве, труднее учиться и налаживать контакты с людьми, чем тем, у кого есть богатый опыт игр и общения (как со взрослыми, так и со сверстниками). Однако чтобы игра стала мощным генератором развития и средством формирования полноценной личности, ребенку предстоит стать «человеком играющим» – попросту говоря, научиться играть. А взрослые должны ему в этом помочь.


Ситуация, знакомая многим родителям: детская завалена всевозможными игрушками  – от обычных кубиков до радиоуправляемых самолетов, – а ребенок «хвостиком» ходит за мамой или папой и хнычет: «Мне ску-у-чно!..». Так происходит потому, что зачастую для родителей покупка малышу новой игрушки  – это желание выкроить время, чтобы заняться своими делами. Но умение ребенка играть не зависит от количества игрушек и степени их «навороченности». Во-первых, пока он попросту не знает, что с ними делать. Новая игрушка увлекает его на несколько дней или даже часов, а потом надоедает, и он требует другую. Примерно до 2-3 лет дети не умеют играть самостоятельно, ведь игра – не мистическая, изначально присущая ребенку способность, а деятельность, которую он должен освоить. Во-вторых, главная потребность малыша сейчас – общение с родителями, и он любыми способами пытается ее удовлетворить.


*Статья подготовлена при поддержке Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства образования Республики Беларусь