Как вызвать у ребенка интерес к чтению?

Как вызвать у ребенка интерес к чтению?



Лучший способ чему-то научить— это «заражение». Дети копируют поведение родителей. Если они не видят дома углубившихся в чтение книг взрослых, у них не возникнет интереса к такому способу познания мира. Наивно полагать, что, если вы все свободное время проводите перед телевизором или за компьютером, ваш ребенок потянется к книжке.


Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Необходимость экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей информации уверенно вытесняют тяжелые тома книг, за которыми мы еще лет 20 назад записывались в очередь. Если в вашем доме нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благополучия, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме, где есть большой книжный шкаф, в котором можно покопаться, наверняка вырастет читающий ребенок.


Выбирайте и покупайте книги вместе; читайте с ребенком то, что интересно и вам, и ему. Хорошие детские книжки появляются регулярно, и уследить за всеми новинками по-прежнему трудно. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня, как правило, обмениваются знаниями и рекомендациями в Сети.


Вознаграждайте чтение. Человек склонен делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать, если каждый день будет прочитывать оговоренный объем текста. Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и т. д. Пусть ребенок пересказывает прочитанное. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и, помимо этого, дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.


Читайте ребенку перед сном. Мозг человека и его воображение развиваются не только днем, но и ночью. Читайте ребенку на ночь добрые сказки или истории, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне. Если делать это регулярно, то книга станет частью привычного для ребенка ритуала отхода ко сну и превратится в его незаменимого друга.


Учите ребенка сочинять, придумывайте вместе с ним истории. В основе потребности читать книжки лежит интерес к выдуманным мирам. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Войдя во вкус, он начнет искать более сложные и занятные истории, чем те, которые придумал сам или вместе с родителями – а значит, потянется к книгам.


Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение — это тот объем текста, который ребенок может понять, запомнить и пересказать за раз. У детей, с малых лет имеющих доступ к компьютеру, как правило, не сформирована устная речь и умение связно излагать свои мысли. Именно эти навыки успешно приобретаются, когда ребенок учит на память и рассказывает стихи.


Разыгрывайте с участием членов семьи спектакли, устраивайте ролевые игры по мотивам известных книжных сюжетов. Детям всегда интересны отношения между людьми или выдуманными персонажами. Благодаря подобным «инсценировкам»ребенок усваивает искусство вести диалог и делает важный шаг на пути к формированию творческого мышления.


Используйте аудиокниги. Сейчас в этом формате доступны многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы. В частности, для детей выпущен сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором собрано большинство лучших произведений, когда либо переведенных в формат аудиокниги.


Рекомендуйте ребенку книги, которые любили сами, когда были маленькими. Делитесь с ним своими детскими впечатлениями от той или иной книги, сравнивайте ваши и его чувства и переживания по поводу прочитанного.


Как вызвать у ребенка интерес к чтению?


Дарите ребенку хорошие книги, делая в них надписи с добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет для него светлым напоминанием о родном доме и его традициях, о дорогих и близких людях. Если у вас сохранились книги, которые вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите их и покажите ребенку. Ему будет интересно, что этой книге – столько лет, и ее читали в детстве его папа или мама.


Выпишите ребенку детский журнал или газету (и обязательно – на его имя). Пусть он сам выберет в подписном каталоге издание, которое ему интересно будет читать.


Создайте для ребенка его собственную библиотеку. Устройте ее в комнате малыша или отведите в общем книжном шкафу место для детских книжек и журналов.


Когда ваш ребенок пойдет в школу, запишите его в детскую библиотеку. Сделайте это даже в том случае, если ваши шкафы ломятся от книг. Главное в библиотеке –не книжный фонд, а особая атмосфера. В окружении библиофилов и книжной пыли даже самые упрямые «нечитайки» начинают проявлять интерес к печатному слову. К тому же современная библиотека – это место, где можно не только почитать и поработать, но и поиграть, нескучно провести время. В библиотеках открываются всевозможные студии, кружки, клубы, «комнаты сказок», детские театры и Интернет-центры; здесь регулярно устраивают праздники, проводят встречи с писателями и книжные выставки.


Как вызвать у ребенка интерес к чтению?


Несколько причин, по которым дети не любят читать


Дети слишком рано учатся читать – раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. При этом у них нет опыта совместного чтения со взрослыми, во время которого те могли бы «заразить» их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям книг.


Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Вымышленные миры, которые раньше придумывали писатели, теперь в неограниченном количестве «поставляют» телевидение и Интернет. И навык участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к творчеству.


Одновременно с чтением дети учатся писать – вернее, печатать на клавиатуре. Требования каллиграфии больше не сдерживают потребность ребенка в обмене информацией. А первыми письменными сообщениями для большинства детей становятся компьютерные команды, которые они набирают, чтобы попасть в мир экранных игр.


Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку в любом случае не удастся вмешаться (если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам книг, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т. д.). В то же время компьютер, смартфон, планшет или игровая приставка дают ребенку иллюзию включенности во взаимодействие с миром, управления происходящим.


Идеалы и кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким значительным. Согласно модным социокультурным теориям, сегодня родители с точки зрения передачи жизненных навыков мало чем полезны своим детям. И те, когда вырастут, будут опираться на собственный опыт, а не на опыт предыдущих поколений. Не понимая взрослых, не чувствуя эмоциональной близости с ними, дети не ждут ничего интересного и от текстов, которые им настойчиво предлагают почитать.


Заставляя детей читать книги, родители на корню уничтожают у них всякую мотивацию к чтению.


*Статья подготовлена при поддержке Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства образования Республики Беларусь