Правила совместного чтения

Правила совместного чтения


Читайте то, что интересно ребенку


Прежде чем начать читать книгу вместе с ребенком, пролистайте ее сами. Убедитесь, что содержание соответствует его возрасту, интересам и психоэмоциональным особенностям.Расскажите малышу заранее, что вы хотите почитать с ним новую книгу, и дайте ему самостоятельно рассмотреть картинки в ней.


Читайте, если ребенок этого хочет


Ни в коем случае не принуждайте малыша к чтению, чтобы не отбить у негона всю жизнь желание общаться с книгами.Читая, не поглядывайте на часы — руководствуйтесь только тем, увлечен ли ребенок или чтение уже надоело ему. Никогда не говорите малышу: «Как стыдно, мы с тобой уже неделю не читали!..». Так вы навернякаполучите результат, противоположный желаемому.Листая интересные книжки в обнимку с ребенком или читая по ролям вместе с другими членами семьи, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.


Читайте и общайтесь


Дайте ребенку понять, что совместное чтение вас тоже очень увлекает. Будьте готовы реагировать на возникающие у малыша вопросы и проявление его отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор. Если вы скажете ребенку: «Сначала послушай, а разговаривать будем потом», он почувствует, что его мысли и переживания для вас не важны.


Читайте эмоционально и с выражением


В процессе чтения «играйте» голосом: читайте быстрее или медленнее, громче или тише, делайте интонационные акценты – в зависимости от содержания текста, от ситуации, в которой оказались герои. Читайте в лицах, передавая речь и характер разных персонажей. Не отчаивайтесь, что у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и вообще отсутствует актерское дарование. Ваши старания все равно не останутся неоцененными — малыш прекрасно поймет те эмоции, которые вы хотели выразить.


Читайте одну и ту же книгу много раз подряд


Дети — страшные консерваторы. Иногда они неделями хотят слушать одну и ту же книгу. Обычно это история, которая в тот или иной момент оказалась эмоционально близкой ребенку. Не стоит пытаться переупрямить свое чадо, лучше наберитесь терпения и в 101-й раз прочитайте «Волшебника Изумрудного города»: малышу это нужно.


Приемы, которые помогают ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное:


Зарубежные эксперты в области педагогики сегодня часто говорят о феномене механического, «бессмысленного» чтения. Дети начинают читать во все более раннем возрасте. Но, согласно результатам специальных тестов, многие из них, бегло и правильно прочитав вслух текст, не только не способны изложить его содержание своими словами, но даже не могут сказать, о чем шла в нем речь. Значит, родители не сумели объяснить им, что чтение книг – это не просто пассивный «прием» информации, но еще ее осмысление и запоминание.


Чтобы ребенок научился этому, он должен стать непосредственным участником процесса чтения, «со-творцом» происходящего на страницах книги – даже когда он не умеет читать. Такое «со-творчество» дает навыки понимания и запоминания прочитанного, развивает речь и образное мышление, позволяет незаметно привить ребенку желание читать самостоятельно.


К примеру:


 Придумайте на основе книги, которая понравилась ребенку, свою историю. Например, Колобок пусть улетит от лисы на игрушечном самолетике ребенка и окажется в волшебной стране, где встретит новых друзей и переживет волнующие приключения.


 Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанной книжке. Вы можете вместе придумать, рассказать и нарисовать, как выглядит тот или иной герой, во что он одет, какие вещи его окружают, добрый он или злой.


 Попросите ребенка пересказать его любимую сказку своими словами или при помощи рисунков.


 Во время чтения задавайте ребенку вопросы. А чтобы ему не стало скучно, делайте это в игровой форме: допустим, обратитесь к малышу от имени Незнайки или его любимой игрушки. Вопросы могут быть разными, главное, чтобы они заинтересовали ребенка, заставили его думать: «Зачем же он так поступил? Я бы никогда не решилась. Это очень трудно. А ты?», «Ой, а кто такая Баба-Яга? Почему у нее костяная нога? Мне страшно, она меня тоже захочет съесть? Ты меня защитишь? А как ты это сделаешь?» и т.д.


 Пересказывая содержание книги, намеренно исказите его, чтобы проверить, правильно ли ребенок запомнил прочитанное.


 Устройте чтение по ролям. Когда вы произносите текст за одного героя, а ребенок — за другого, он учится следить за смыслом рассказа, говорить с выражением, тренирует память.


 Играйте с ребенком в «договорки»– предлагайте ему заканчивать предложения из текста словами, подходящими по смыслу. Эта игра увеличивает словарный запас малыша, учит его вычленять из речи отдельные слова и их сочетания, развивает чувство языка.


 Одно и то же стихотворение читайте по-разному (весело и печально) и обсуждайте, какая интонация соответствует его смыслу.


Сказки на ночь


Правила совместного чтения


Тесный физический и душевный контакт между мамой и ребенком формируется в период грудного вскармливания, а сладкий сон младенцу навевает в это время колыбельная песенка. Когда колыбельная перестает быть актуальной, сохранить прочную эмоциональную связь с ребенком родителям позволяет чтение ему перед сном.


Полчаса-час перед сном – это лучшее время для создания атмосферы доверия между родителями и ребенком, минуты, посвященные общению и взаимному проявлению любви. Уютная вечерняя аура расслабляет уже сама по себе. Чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию приятных эмоций. Кроме того, чтение на ночь хорошо успокаивает непоседливых малышей. Благодаря ему они лучше засыпают и крепко спят – в то время как столь удобный для родителей просмотр мультфильмов, наоборот, возбуждает детей и требует дополнительных усилий по их «укладыванию».


Если вы с ребенком не можете прийти к согласию в том, какую книжку почитать на ночь, устройте лотерею: на полосках бумаги напишите названия книг и положите их в пустую коробку. Пусть ребенок потрясет ее и достанет полоску наугад. Если малышу понравится эта идея, можно все время выбирать книги таким способом.


Читая перед сном, отвечайте на вопросы ребенка, объясняйте то, что ему непонятно, но не предлагайте придумать альтернативный вариант развития сюжета, пересказать содержание прочитанного отрывка или почитать по ролям. Сейчас ваша главная задача –настроить его на крепкий и спокойный сон.


Начинаем учиться читать


Вопрос, в каком возрасте нужно учить ребенка чтению, не имеет однозначного ответа. Каждый малыш уникален. Поэтому, если один бегло и с увлечением читает в 5 лет, это еще не значит, что он должен стать эталоном для своих сверстников. Мудрые родители знают: определяющим фактором здесь являются не их амбиции («А мой-то уже в 3 года все буквы знал!»), а желание, интерес и осознанная потребность самого ребенка.


Не форсируя события, вы, тем не менее, способны создать для ребенка атмосферу, которая поможет ему полюбить слово и вызовет желание общаться с ним напрямую, без посредников. В этом большим подспорьем для родителей могут стать игры по подготовке к освоению навыков чтения, которые направлены на развитие внимания, памяти, мышления и мелкой моторики.


Представленные ниже игры помогут вам ненавязчиво подготовить малыша к процессу обучения чтению.


1. «Закончи словечко» (с 4 лет)


Цель игры: учиться придумывать слова с заданными слогами, развивать воображение и речь.

Как играть? Бросьте ребенку в руки мяч, назвав слог, с которого начинается выбранное вами слово (например,«КА-»). Ребенок должен вернуть вам мяч, закончив слово (допустим, слогом «-ША»). Обязательно произнесите слово целиком после того, как ребенок его отгадает («КАША»). Потом поменяйтесь ролями – пусть теперь ребенок загадывает вам слова. Чтобы малышу было проще, можно заранее выбрать тему игры (овощи или фрукты, транспорт или посуда, «летние» или «зимние» слова, предметы, находящиеся в комнате, и т. п.).


Более сложный вариант игры – назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный слог. Например, на слог «ПА-» ребенок может придумать слова«ПАПА»,«ПАКЕТ», «ПАДАТЬ», «ПАЛЕЦ»… Эта игра помогает избежать трудностей ребенку, начинающему читать по слогам – когда, прочитав две части слова, он не может понять его смысл.


2. «День рождения игрушки» (с 4 лет)


Цель игры: учиться определять звуки и их присутствие в слове, развивать воображение и мелкую моторику.

Как играть? Устройте день рождения любимой игрушке вашего ребенка. На день рождения, конечно, нужно дарить подарки, поэтому предложите ребенку угадать, что хочет получить в подарок игрушка, и нарисовать этот предмет. Главное условие выбора подарка – первый звук в его названии должен быть тем же, что и в имени или названии игрушки (кукла Катя («К»), зайчик (З») и т. п.).


Хорошо, если ваш малыш сможет приготовить таким образом не один подарок, а несколько. Например, кукле можно подарить коляску, кроватку, кактус, конфеты, кекс, качели, кофточку, книгу. Для мишки ребенок нарисует мед, мотоцикл, матрешку, машинку, малину, миску. Чебурашка обрадуется часам, черепашке, чемодану, чайнику. Для трансформера подойдут в качестве подарков трактор и торт. А для робота – ракушка, рукавички, ролики…


Эта игра развивает навык звукового анализа слова, который необходим при освоении процесса чтения.


*Статья подготовлена при поддержке Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства образования Республики Беларусь