Читать вместе с ребенком: почему это так важно?

Читать вместе с ребенком: почему это так важно?

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». 
В. Сухомлинский, талантливый советский педагог


Когда вы читаете своему ребенку, он фантазирует, создает огромный красочный мир, где живут его друзья –герои детских книжек. Он испытывает целую гамму эмоций, учится различать добро и зло, понимать себя и других. Неважно, сколько месяцев или лет вашему ребенку. Книги расширяют кругозор детей любого возраста, учат их мыслить, а значит, удовлетворяют потребность в познании, заложенную в человека от природы.

Кроме того, совместное чтение очень сближает. 


Это – то время, когда мама (папа, бабушка, дедушка…) принадлежат только ребенку. Это настоящее, качественное и душевное общение малыша с самыми родными людьми. Однако не только для него совместное чтение так интересно и важно. Взрослые, какими бы серьезными и солидными они ни стремились казаться, на самом деле всегда рады возможности почитать с ребенком хорошую детскую книгу – хотя бы потому, что это позволяет им ненадолго вернуться в мир своего беззаботного детства.


Малыш растет: когда, как и что читать?


Читать вместе с ребенком: почему это так важно?


С рождения до полугода


Познакомить с книгой ребенка стоит уже в самом нежном возрасте, а начинать это знакомство лучше с детских стихов и песенок (в том числе, колыбельных): младенец очень хорошо чувствует стихотворный и музыкальный ритм. Не понимая смысла слов, он уже способен адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса. Благодаря этому у малыша начинают формироваться важнейшие эмоции.


Еще для этого периода как нельзя лучше подходят прибаутки («Ри-та, ри-та, ри-та-та, вышла кошка за кота, за Кота Котовича, за Иван Петровича»), потешки («Идет коза рогатая за малыми ребятами.Кто кашу не ест?Молоко не пьет?Забодает, забодает, забодает!»), считалки («Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше. Кот пошел за молоком, а котята кувырком»), скороговорки («Во дворе трава, на траве дрова») и другие малые формы фольклора.


С 6 месяцев до года


В 5-6 месяцев ребенок начинает активно осваивать доступное ему пространство – ему нравится трогать разные предметы и пробовать их на вкус. Наступает время для книжек-игрушек, помогающих развивать у малыша тактильную память и мелкую моторику (а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи). Такие книжки могут быть вообще без текста или, например, с короткими стишками. Читать их надо нараспев, выразительно, «играя»голосом.


Иллюстрации в книжках должны быть крупными, яркими, и, по возможности, «говорящими» (когда корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собака–лаять). Разместите книжки в зоне досягаемости малыша, и он с удовольствием будет тянуться от одной к другой.


С 1 года до 3 лет


Годовалому ребенку уже можно читать коротенькие сказки с постоянными повторами: «Колобок» («Я от бабушки ушел…»), «Репка» («Тянем – потянем») и другие. Повторы помогают ему лучше представить картину происходящего и понять смысл услышанного.


С этого возраста книги должны окружать ребенка буквально повсюду. Позвольте вашему сыну или дочери беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них, строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (для этого придуманы специальные непромокаемые книжки). Сейчас именно так проявляется и формируется любовь ребенка к книгам–а бережное отношение к ним придет позже.


Тот же принцип относится и к буквам. Пусть малыш видит их везде: на кубиках, вырезанными из пластика или картона, нарисованными на бумаге, магнитах и наклейках. Составляйте вместе с ним из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице, предлагая ребенку искать в надписях какую-то определенную букву или ту букву, с которой начинается его имя.


Дети такого возраста часто очень любят книжки про животных. Рассматривая их, ребенок может просто «влюбиться», например, в кошку, и тогда некоторое время он совсем не будет замечать других животных,изображенных на рисунках. Такую «любовь» можно использовать для расширения его кругозора – рассказать, где живет кошка, чем она питается, какие у нее привычки. Этим вы сформируете у малыша осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

В год-два ребенок учится сопоставлять зрительные образы со словами, и рисунки в книжках помогают ему получить представление о мире, в который он пришел.Поэтому его книжки должны быть хорошо иллюстрированы, а самое главное требование к картинкам — чтобы они были крупными, красочными и понятными малышу. Прочитав текст, рассматривайте вместе с ребенком картинки и спрашивайте его: «Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?». Однако не забывайте, что в этом возрасте ребенок может с интересом рассматривать книгу не больше 10-20 минут, и не заставляйте его делать это насильно.


Помимо обычных изданий, стоит покупать малышу книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст. Они повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, он начинает делать попытки «читать» самостоятельно.


Двухлетний ребенок осваивает мир при помощи подражания, поэтому чтение книг лучше сопровождать изображением действия, происходящего на их страницах. Например, мама может надуть щеки и растопырить руки, показывая, как идет по лесу, покачиваясь,неуклюжий мишка. Таким образом в сознании малыша возникает трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его на рисунке и благодаря маминым движениям узнает, что такое неуклюжесть. Скорее всего, ребенок и сам попробует изобразить косолапого Мишку — в этом возрасте ему очень нравится быть «повторяшкой»: попрыгать, как зайчик, разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой.


К трем годам малыш уже неплохо говорит и без конца задает вопросы, в том числе и во время чтения. Поэтому, читая книжку, обязательно объясняйте все, что ему непонятно, только делайте это не слишком подробно и долго, чтобы ребенок не заскучал.


В этом возрасте уместно познакомить ребенка с «устройством» книги: рассказать, что у нее, как и у человека, есть свой «паспорт» — титульный лист, свой «фасон одежды» — формат, и «говорящая» обложка, которая сообщает нам, кто автор книги и как она называется. В ходе таких объяснений можно попросить ребенка описать словами рисунок на обложке и предположить, о чем пойдет речь в книге.


Читать вместе с ребенком: почему это так важно?

 

Подсказки для родителей


• Перед тем, как начать читать вместе с ребенком, создайте соответствующую атмосферу, чтобы посторонние раздражители не мешали малышу(выключите телевизор и радио, удобно устройтесь с ним на диване или в кресле, не отвлекайтесь на телефонные звонки и разговоры с членами семьи).


• Для усиления эмоционального восприятия текста можно негромко включить фоновую музыку, по темпу и ритму соответствующую книжке, которую вы читаете.


• Начинайте с книг, где есть информация о повседневной жизни. Для самых маленьких это могут быть просто картинки без историй— детям очень интересны реальные предметы. Книги с изображениями фруктов, животных, людей, машин и поездов неизменно вызывают у них интерес.


• Во время чтения и разглядывания картинок задавайте уточняющие вопросы: «Какого цвета это яблочко?», «А что сделал мальчик (лисичка, куколка…)?».


• Обсуждайте с ребенком прочитанное, проводите параллели: «Смотри, как у этой девочки получилось. А ты бы так смогла?».


• Постоянно читайте малышу короткие детские стишки, которые хорошо воспринимаются на слух и легко запоминаются.

Например, декламируйте подходящие к ситуации четверостишия, когда собираетесь с ребенком на прогулку или купаете его.


• Постарайтесь показать ребенку, что читать книги — не обязанность, а удовольствие. Никогда не заставляйте егослушать сказку или учить буквы. Гораздо лучше сделать это в игровой форме. Например, буквы можно пропевать на прогулке или искать на вывесках магазинов. Если же ребенок отказывается читать вместе с вами, можно сказать: «Не хочешь — не нужно, тогда я почитаю кукле (зайчику)». Наверняка через минуту малыш попросит: «И мне тоже почитай!».


С 3 до 6 лет


В этот период ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним «взрослеют» и его книжки. Для чтения в таком возрасте подойдут сказки Пушкина, Волкова, братьев Гримм, Андерсена, русские народные сказки.


Сейчас ребенок уже способен воспринимать художественное произведение только на слух. Для лучшего пониманиятекста читать малышу следует выразительно, в лицах, стараясь как можно убедительнее передать характеры персонажей. Чтобы он не запутался в литературных событиях и героях, обсуждайте содержание каждой прочитанной книги, просите пересказать ее сюжет —по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.


*Статья подготовлена при поддержке Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства образования Республики Беларусь